Журнал "7 Дней" январь 2007г.

За один вечер проглотив роман Марии Семеновой о Волкодаве, Александр Бухаров остался в недоумении. Накануне режиссер Николай Лебедев предложил ему попробоваться на главную роль в экранизации этой книги, только попросил сперва ее прочитать. Естественно, выйдя с переговоров, актер первым делом бросился покупать роман, предвкушая интересную роль… И что же? Оказывается, вся история посвящена мальчику, проведшему детство в рабстве на рудниках! А повзрослевший герой появляется только к финалу книги. Бухаров ничего не мог понять: ну не 13-летнего же ребенка он должен играть? Или вся его роль сведется к эффектному выходу в конце?

При следующей встрече на вопрос режиссера, каковы впечатления от материала, Александр лишь пожал плечами: «Да странные…» «Но согласись, ведь это невероятно интересная и сложная  роль!» – возразил Лебедев. «Коля, ты, наверное, шутишь? Если честно, я не очень понимаю, что мне там играть?» Тут-то и выяснилось, что актер читал… не тот роман. Потому что Лебедев собирался экранизировать продолжение романа о Волкодаве, где действует уже взрослый герой.

Одолев в один присест «правильный» роман, Бухаров загорелся: о таком ярком герое, как Волкодав, можно было только мечтать. Но мечты могли так и остаться мечтами – главным кандидатом на эту роль режиссер считал совсем другого, знаменитого актера, а Александр был, так сказать, в  резерве. Бухаров понимал, что шансов у него при таком сопернике не много. Но решил бороться до конца. К пробам готовился со всей серьезностью: детально продумывал образ, штудировал книги по славянской мифологии, на которой построен роман, зачастил в тренажерный зал, а параллельно сел на жесткую диету и за месяц сбросил сразу 11 килограммов – чтобы внешне соответствовать своему герою, вырвавшемуся на волю из гибельных рудников. Таков уж у Александра характер: если поставит себе цель –  сделает все, чтобы добиться своего.

Эту особенность сына первыми раскусили родители – если Саша что-то вбил себе в голову, то переубеждать бесполезно. И так получилось, что Александр с юных лет сам решал свою судьбу. В 8-м классе закоренелый «троечник» обычной иркутской школы вдруг надумал бросить учебу и поступить в какое-нибудь училище. Сам не знает почему, но приглянулась ему тогда специальность плиточника-мозаичника. Родители вмешиваться в выбор сына не стали, как не возражали и тогда, когда двумя годами раньше он всерьез решил стать военным. Но за неделю до поступления «на плиточника» Александр внезапно вновь поменял свои планы. «Мы с другом, с которым собирались поступать в ПТУ, проходили по главной улице Иркутска и вдруг увидели объявление о наборе в театральное училище, - вспоминает Бухаров. - Вот и решили, пока не пришло время сдавать экзамены на нашу специальность, попробоваться сюда. Для прослушивания я выучил монолог Пугачева из Пушкина. Надо учитывать, что я жутко картавил - звук «р» мне не давался  совершенно, и при таком изъяне меня все-таки приняли!»

Учеба в театральном изменила его неузнаваемо. Раньше для Саши не было ничего интереснее улицы, где любимое развлечение - драки стенкой на стенку, а еще спортзала – он занимался боксом. «А тут я оказался в совсем ином мире, понял, что бывает общение и без кулаков. Обучение затягивало, а когда стало что-то получаться на репетиционной площадке и преподаватели начали хвалить, появились уверенность и азарт. Буквально за три месяца я избавился от картавости, стал сознательно выбивать из себя уличные  манеры».

В результате учебу молодой актер окончил с красным дипломом и был приглашен работать в театр, но… ему этого уже было мало. Он грезил о большем, о Москве. «Я почувствовал такую силу, что решился на поездку в столицу, - рассказывает Александр. - Пришел к отцу и попросил денег на дорогу. Надо признаться, для нашей семьи стоимость билетов и проживания в Москве были немаленькой суммой. Неудивительно, что папа меня спросил: «А если не поступишь?»  «Может и так случиться. Но если сейчас ты мне не поможешь, оба будем потом жалеть», - ответил я». На занятые родителями деньги Саша в 1994 году улетел в Москву и с первого захода поступил во ВГИК.

Теперь-то ясно: он тогда принял правильное решение. Хотя столица сначала испугала молодого парня своими масштабами и ритмом. Но постепенно все стало налаживаться. В том числе и личная жизнь. Как-то, отправившись из вгиковского общежития в магазин за продуктами, Александр познакомился на улице с девушкой, в которую влюбился с первого взгляда. Звали ее Лена Медведева, она только что окончила актерский факультет в Школе-студии МХАТ и снимала квартиру поблизости от Сашиного общежития. Вскоре они поженились, теперь у них подрастает восьмилетний сын. Правда, живет он пока у Лениных родителей в Нижнем Новгороде – в Москве некому за ним присматривать, ведь мама и папа пропадают то на съемках, то в театре. Кстати, играют супруги на одной сцене – в Театре Армена Джигарханяна. Первым пришел сюда после ВГИКа Александр: «Я показывался в разные театры, но выбрал этот. Там как раз собирали новую труппу, и была возможность сразу получить хорошие роли. А для молодых актеров это важно». Правда, его едва не уволили из театра в самом начале первого сезона. А все из-за того, что не успел приехать на сбор труппы, поскольку приятельнице на показе во МХАТе очень нужен был партнер. Но Джигарханян не терпит нарушений дисциплины и актеру указали на дверь…  «Я не знал, что делать, - вспоминает Бухаров. – Отсюда увольняли, в другие театры я уже сам отказался идти. Ходил, просил, извинялся. Слава богу, через полмесяца главный режиссер сменил гнев на милость». А потом вслед за мужем в труппу пришла и Лена, теперь они нередко выступают в одних спектаклях как партнеры.

А вот с кино у Александра «роман» долго не складывался. Чтобы как-то свести концы с концами (на театральную зарплату, как известно, не разживешься), актер снимался в эпизодах в «Дальнобойщиках», «Маросейке-12», «Львиной доле», «Дороге».  И вот, наконец, везение – в фильме Николая Лебедева «Звезда» он получил небольшую, но серьезную роль разведчика. Понятно, что актер возлагал на нее большие надежды. Но после съемок, столкнувшись с Лебедевым в коридоре  «Мосфильма», он поинтересовался, когда же озвучание, и услышал в ответ: «Саша, пойми, мне пришлось твою роль вырезать. Только не подумай, что дело в тебе! Просто надо было сокращать картину». «Я буквально онемел от такого известия! – признается актер. – Расстроился ужасно. Думал, Лебедев пощадил меня, не сказав, что на самом деле я плохо сыграл».  Но Николай нисколько не кривил душой – он вполне оценил дарование Бухарова.

Поэтому позже и дал ему шанс попробоваться на роль Волкодава. К тому же режиссера очень подкупил тот энтузиазм, с каким актер добивался участия в этом проекте. Однако первая проба оказалась неудачной – Бухаров был слишком нервозным, зажатым. «Тогда я вызвал его на следующий день, а потом снова и снова, - вспоминает Лебедев. - Саша стал втягиваться в процесс, пробы были все удачнее. И к их завершению я точно знал: лучше него никто Волкодава не сыграет».

Александр хорошо запомнил тот вечер, когда после спектакля ему позвонил режиссер и сказал, что он утвержден на роль. Весь театр, во время проб болевший за Бухарова, радовался его удаче. Но тогда актер и представить себе не мог, какими трудными – даже чисто физически - окажутся  те три года, пока будут длиться съемки «Волкодава». Ведь приходилось совмещать работу на площадке и на сцене. А плюс к тому сразу после его утверждения на роль начались тренировки – фехтование, постановки боев, верховая езда. «Это было тяжело. Про сон пришлось надолго забыть. Под конец съемок я был действительно похож на человека, вышедшего из рудников: обессиленный, измученный, похудевший. А когда фильм отсняли, театр как раз отправлялся на гастроли в Красноярск. Но я попросил отгулы и все 10 дней тупо провалялся дома. Отсыпался, никуда из квартиры не выходил, ничего не мог делать – ни есть, ни читать, ни смотреть телевизор. Как после любой большой работы, навалилась какая-то пустота, депрессия...»

Но одними физическими перегрузками трудности не исчерпывались. «Я по жизни человек очень общительный и открытый, - рассказывает Саша. -  А Волкодав - закрыт, скрытен, весь в себе. Поэтому на съемочной площадке, чтобы войти в роль, я очень мало общался с людьми. Примерно год я держался как бы в стороне от всех. Это противоречит моей человеческой природе. Но мне было важно прочувствовать состояние героя, чтобы оно читалось в моем взгляде. Ведь он видел столько ужаса, смертей, горя, что его глаза не могут лучиться светом…»

Да и сам съемочный процесс оказался испытанием почище какого-нибудь «Форта Байярд». К примеру, Александр боялся лошадей после одного случая в детстве: тогда на его глазах конь так лягнул пьяного мужика, что тот отлетел на несколько метров. А ради роли ему стать настоящим наездником. Но еще трудней было преодолеть другой страх. «Я всегда боялся и боюсь высоты. А в фильме множество трюков надо было выполнять на высоте в несколько метров над землей. Но я решил, что в этой картине, в моей «первой ласточке», все сделаю сам, и не позволял дублерам меня подменять. Ходил по краю пропасти, по доскам, проложенным  в 25 метров, а у самого дыхание перехватывало».

А в сцене пожара в замке актеру пришлось бежать по пылающим мосткам, не будучи даже привязанным к страховочным тросам, поскольку те запутывались. Несколько раз одежду на нем заливали из огнетушителя, и все же не обошлось без ожогов. И вообще, как Бухаров скромно признается, были за это время  «и сотрясения, и перебитые руки». «В Словакии во время съемок бесконечных боев я хорошо наполучал по голове. Вернулся домой, сел перед телевизором – изображение расплывается, никак не могу настроить его резкость. Оказалось, дело не в нем, а во мне – у меня начался астигматизм, упало зрение. Теперь смотрю телевизор в очках». Немало неприятностей принесла актеру и верная спутница Волкодава – летучая мышь. Ее «роль» исполняли сразу семь  камбоджийских летучих лисиц, на первый взгляд – очень симпатичные животные, чем-то напоминающие собак. Но кто-кто, а Александр теперь все знает о вредном характере этих тварей: «Непредсказуемые, не поддающиеся дрессировке, злые, трясущиеся. Они визжали, кусали меня, запутывались в волосах, царапали лицо…» 

Теперь, после 130 съемочных дней и после полутора лет ожидания выхода картины на экраны, Александр Бухаров признается: «Я всего себя отдал, чтобы картина получилась. Это рискованная работа. Пугает, как воспримут «Волкодава» мои близкие, профессионалы, режиссеры. А если фильм станет успешным, то, признаюсь, побаиваюсь узнаваемости, поскольку по натуре я человек скромный. Успокаивает только то, что внешне мы с Волкодавом совсем не похожи …»

Ирина ДАНИЛОВА

Фото Юрия ФЕКЛИСТОВА

 

 На главную раздела
Хостинг от uCoz