№239 (24530) от 25.12.2006

«Волкодав» – это мужское кино

«Волкодав» – это мужское кино: Александр Бухаров – «Вечерке»

 

Александр Бухаров – «Вечерке»

 

Он борется с огнем, фехтует на мечах, скачет верхом, ныряет в ледяную воду, спасая мать с ребенком… У него фигура атлета, суровый взгляд исподлобья и непростая судьба бывшего сироты и раба. Бесстрашный мститель, защитник слабых и сирых из мира славянского фэнтези – таков «Волкодав из Рода Серых Псов»… В новом фильме Николая Лебедева по роману Марии Семеновой этой феерической ролью дебютировал в большом кино 31-летний артист Театра Армена Джигарханяна Александр БУХАРОВ. Мы встретились с героем «Властелина колец» по-русски накануне премьеры.
   

   – Саша, у вас сейчас другая прическа. Не такая романтическая, как у Волкодава…
   – Для фильма я волосы отрастил, но недостаточной длины. Их пришлось наращивать по особой технологии. Кстати, потом они мне пригодились в картине «Слуга государев». Она выйдет в феврале. А сейчас у меня «остаточные явления» от Волкодава – усы и маленькая бородка. Моей жене нравится, сказала: оставь. А волосы я подстриг – устал от длинных.
   – А от фильма, который делался три года?
   – Конечно, три года – это долго. Я устал ждать выхода картины. Причем подготовительный и съемочный периоды заняли половину срока. Это была тяжелая, утомительная работа. После съемок даже на гастроли в Красноярск не смог поехать – слег на десять дней и лежал безвылазно дома. Такая пустота наступила в душе. А потом, другие полтора года, я уже не работал на фильме, даже порой забывал о его существовании, тем более что появились другие проекты.
   – Что сейчас испытываете?
   – Жуткое волнение, даже страх перед премьерой. Хотя фильм уже видел вместе с прокатчиками. Но они по-своему смотрят. Как и журналисты. А вот когда нашу работу увидит обыкновенный зритель, для которого мы и делали кино, – это и будет главной оценкой работы. На премьеру придут и люди, мнение которых мне важно. Моя жена, мои друзья, коллеги…
   – А вам самому картина нравится?
   – Да. Хотя про себя ничего не могу сказать – надо еще пересмотреть, чтобы сложилось точное впечатление. Я ведь довольно строго к себе отношусь…
   – Не слишком ли много там насилия и жестокости?
   – Но тогда, в IX веке, мир жесткий был. Борьба шла на выживание. Если бы мы немножко приглаживали, прилизывали острые углы – вышла бы неправда. Но фильм получился все-таки не жестокий. Если вы заметили – там очень мало крови льется.
   – Но как-то очень много трупов при этом возникает…
   – Но снято все нестрашно! Сегодня даже дети видят в кино крупным планом, как отрубаются головы-руки. Зритель уже привык к этому. А у нас ничего этого нет! Нет откровенно жестоких сцен – притом что фильм насыщен боями и схватками… И сделаны они, как мне кажется, очень корректно. И я бы даже сказал – красиво. За ними проступают серьезные человеческие конфликты. Мы добивались, чтобы это были не картонно-фанерные сказочные герои, а люди, между которыми существуют те или иные проблемы. Если это получилось – то замечательно.
   – Книгу Семеновой читали раньше?
   – Конечно. Мне она очень нравилась… Я вообще любитель сказок – в детстве читал их с большим упоением. Потом перешел на фантастику, фэнтези. И до сих пор с удовольствием перечитываю Семенову. Хотя видно, конечно, что «Волкодава» писала женщина… Поэтому ее книга и наш фильм – два разных произведения. У Коли, на мой взгляд, получилось мужское, жесткое кино. И я рад этому обстоятельству. И особенно тому, что среди этой повальной жестокости вырастает потрясающий цветок любви… Вот почему появилась сцена в шатре. Мы хотели добиться того, чтобы хрустальные чувства засверкали посреди всего ужаса. И тогда все остальное станет неважно и нестрашно – если у героев настоящая любовь.
   – То есть все-таки этот фильм о любви, а не ненависти?
   – Я думаю, да.
   – Как, кстати, работалось с Оксаной Акиньшиной?
   – Мне – нормально. Я понимаю, что молодая, хрупкая девушка уставала. Но – как и все. Часто она была на нервах. Мне приходилось ее успокаивать. Но у нас с ней не было никаких конфликтов. А общие задачи. Особенно тщательно работали над любовной сценой.
   – Она обнажалась в шатре сама или дублерша?
   – Нет, сама, это тело Оксаны.
   – Не стеснялась?
   – Нет. Мы настолько были готовы к этой сцене, так долго ее репетировали, два раза переснимали. Нам хотелось, чтобы она получилась такая прозрачная, светлая и чистая на фоне всего кошмара. Если это удалось – мы счастливы.
   – Как все-таки вас нашел Лебедев? Был ли кастинг?
   – Да, причем огромный. Коля меня запомнил после фильма «Звезда», где я снялся в эпизоде. Сыграл разведчика Марченко, чья группа первой ушла в рейд и не вернулась. К моему огорчению, тогда этот эпизод вырезали. А когда началась работа над «Волкодавом», Коля обо мне вспомнил и предложил прочитать книги. А потом сказал: готовься к пробам. И я стал худеть. За месяц сбросил одиннадцать килограммов. Отрастил волосы. Начал приводить себя в форму, заниматься спортом.
   Но только через полгода начались пробы. Причем их было безумно много. Искали грим, характер. Параллельно пробовались другие актеры. Кто – не знаю. Коля от меня эту информацию скрывает, и правильно делает. Так что этот путь я прошел наравне со всеми.
   – С Лебедевым работать трудно?
   – Мы очень быстро нашли общий язык. Мы много говорили об образе Волкодава, много общались до съемок. И, слава богу, пришли к общему знаменателю, поняли, чего мы хотим. И поэтому во время съемок у нас практически не возникло ни одного конфликта. Споры были только по одному вопросу – сам я буду трюк выполнять или кто-то другой?
   – У вас были дублеры?
   – У меня был постоянный дублер, но он практически остался без работы, потому что почти все делал я сам. Только в начале фильма Коля не дал мне самому залезть на высокую скалу в Словакии…
   – А сцена пожара в замке Людоеда?
   – И там пришлось самому побегать по мостам – все это снималось на высоте около двадцати метров здесь, в Москве, в павильоне. При моей боязни высоты, между прочим.
   – Огонь был настоящий, не компьютерный?
   – Настоящий. Разводилась специальная смесь, которая потом горела, выделяя жуткие химические испарения.
   – А с Домогаровым-Людоедом тоже дрались по-настоящему?
   – Да. Сцену снимали пять дней. Жестоко с ним бились. И это было тоже довольно тяжело, потому что маленькое замкнутое пространство. И кругом этот огонь, химические пары от него, жарко. У нас иногда кружилась голова. Но надо было находиться в тонусе – бой такой жесткий! В итоге я был в восторге – мы с Александром хорошо поработали, здорово понимали друг друга. По-моему, в этой сцене все отлично.
   – Чтобы сыграть такую роль, надо быть физически подготовленным…
   – Я когда-то занимался боксом, стал кандидатом в мастера. Это, конечно, помогло. А потом… я ведь окончил театральное училище и ВГИК. И у нас, слава богу, очень хорошо преподается и бой, и фехтование. Так что какая-то подготовка у меня была…
   – А как насчет верховой езды?
   – Лошадей я боялся, честно скажу. В детстве на моих глазах однажды лошадь лягнула мужика. И я с тех пор их ужасно боялся. Пришлось преодолеть этот страх. Тем более что подготовительный период длился около трех месяцев – два в Москве и один месяц в Словакии. Там мы и фехтовали на мечах, и ездили на лошадях…
   – Удобно было в этих экзотических костюмах?
   – Не очень-то поначалу. Потому что нашу одежду шили по лекалам из толстой материи, какую делали в IX веке. Она кололась, натирала. Приходилось под костюм надевать нижнее белье – а жара была в Словакии 35 градусов! Так что сначала было тяжело. Но где-то через месяц я освоился и привык.
   – У вас есть любимый эпизод в картине?
   – Мне очень нравится сцена боя с Винитаром. Помните этот бой на мечах, когда якобы убивают кнесинку – после того как меня одурманили? Мне кажется, что у меня там получился по-актерски тонкий переход от полной апатии к ненависти и страданию… Такими переходами эмоций актер может гордиться…
   – Лазерный меч в руке не насторожил?
   – На самом деле у меня в руке была длинная удочка, и я с ней боролся. Делал то, что от меня просил режиссер. И даже не представлял, что из этого сделают потом компьютерщики. А когда увидел на экране, то подумал – ну, наверняка у народа появятся ассоциации и со «Звездными войнами», и с «Горцем». Но было уже поздно.
   – А как снималась сцена ныряния?
   – Сцену на озере мы снимали в Словакии. Там вода была безумно холодной, плюс семь градусов. Было очень тяжело. Мы с Таней Лютаевой, конечно, замерзали прилично. А само ныряние снималось здесь, в Москве, в бассейне с водорослями. Пришлось пройти специальный курс, научиться задерживать дыхание под водой. Тем более что плавать в этой одежде было безумно тяжело – она мешает, всплывает. Эти крылья кожаные, штаны, жилет… Все это было тяжко и мне, и Тане. У нас были красные глаза целый день. Но мы героически все прошли.
   – А ребеночек откуда взялся?
   – Наблюдательный зритель заметит, что дети разные. В Словакии – один. Здесь – уже другой. Но если на это не обращать внимания, то не заметите…
   – Зато вашего дружка Нелетучего Мыша не заметить трудно. Он настоящий или компьютерный?
   – Частично настоящий. На самом деле это летающая камбоджийская лисица. Их было шесть у дрессировщицы, и они снимались по очереди. Честно говоря, эта тварь кусается больно и симпатична только в фильме.
   – Мы видим в фильме святилище богов, напоминающее Стоунхендж. Какая все-таки вера у героев – друидская, языческая, праславянская?
   – Мы говорим о фэнтези. Это просто святое место, где кнесинка, брызгает на святилище кровью. И я обращаюсь к богам. А к каким конкретно? Каждый видит свое. Кто-то скажет, что они праславянские. Я бы так не говорил. Это просто фэнтези, снятое русскими людьми. Я никогда не задумывался, славянское ли оно. Напротив, хотел, чтобы оно было всеобщим, что ли, не привязанным к какой-то национальности. Чтобы каждый увидел свое. В этом, мне кажется, прелесть этого фильма.
   – Какие эпизоды выпали при монтаже?
   – Не эпизоды, а некоторые тонкие моменты, которые Коля сокращал, так как фильм получался огромным. Например, бой на копьях – эта драка получилась на пять минут. Мы ее готовили специально до съемок, она у нас полностью разведена была. Сцена получилась очень красивая, эффектная. А Коля посчитал, что такая драка ради драки тормозит действие. И сократил ее до нескольких ударов, о чем я очень жалею. Но у нас, если вы заметили, каждый бой двигает сюжет.
   – И это правильно. Саша, а какое кино вообще вам нравится?
   – Я смотрю очень много: и в кинотеатрах, и дома. Самое разное – и боевики, и мелодраму. И очень, кстати, люблю старое советское кино. Я на нем вырос. Мои любимые фильмы, которые я могу бесконечно смотреть, – это «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Они сражались за Родину».
   – А «Властелин колец»?
   – Не очень. Я, честно говоря, быстро перематываю пленку до последних масштабных драк. Мне кажется, затянуто. Чего, думаю, мы избежали в нашем кино.
   – Из актеров кого уважаете?
   – Очень многих. И разных. Я люблю наших – Леонова, Богатырева, Папанова. Сейчас кругом «звезды». Но многие современные актеры на их фоне просто карлики.
   – Расскажите немного о себе.
   – Я родился на Кубани, в Лабинске. У меня мама оттуда. А папа из Сибири. Жил до четырех лет на Кубани, папа был в армии, потом мы все переехали в Иркутск. Вырос я в Иркутске. Там же пошел в театральное училище, куда абсолютно случайно попал. Потом ВГИК, актерское отделение.
   – Родители имели отношение к театру?
   – Никакого. Папа строитель. Мама медсестра. Когда-то она занималась балетом и теперь говорит: вот видишь, гены в тебе проснулись.
   – Как вам работается в Театре Армена Джигарханяна?
   – Я работаю в этом театре с 98-го года, пришел после ВГИКа. И чувствую себя здесь замечательно. У меня здесь друзья. И довольно много играю. Первая роль моя тут – Держиморда в «Ревизоре». Его придумал Сергей Газаров. Я три часа на сцене, но ни слова не говорю. Такая немного мистическая фигура. Еще играю Эраста в «Сердце не камень». Это спектакль, что называется, не для всех. В «Женитьбе Фигаро» – графа Альмавиву. В «Трех сестрах» – Кулыгина. В «Пороховой бочке» – ангела.
   – А еще – молодого Волкодава в телесериале, который только что закончил Олег Фомин. Не боитесь в кино стать актером одной роли?
   – Знаете, не боюсь. И вот почему. Вроде бы одна роль, но у Фомина Волкодав другой – молодой, там есть некоторые нюансы, которые были мне интересны. В картине Олега Ряскова «Слуга государев» я играю тоже исторический персонаж – Гришку Воронова, но и он абсолютно другой. В «Вакцине», которую снимает Алена Звонцова, я уже современный бизнесмен с немного съехавшей крышей, этакий маньяк… Так что диапазон у меня есть и в кино, и в театре, где я играю роли абсолютно противоположные. Поэтому если спросите меня, что хочу сыграть в кино, отвечу – все. Мне все интересно. Главное, чтобы материал был достойный.
   – А в театре как отнеслись к вашей эпопее?
   – Все ждут премьеры. Когда я объявил, что меня утвердили, ребята прыгали и радовались до слез. За это и люблю наш театр – здесь умеют искренне радоваться...

 

Автор: Наталья БОБРОВА

 

 На главную раздела
Хостинг от uCoz