АЛЕКСАНДР БУХАРОВ:
|
А.Бухаров |
До недавнего времени об Александре БУХАРОВЕ знали разве что театралы. Но вот в начале года на экраны один за другим вышли отечественные блокбастеры "Волкодав из рода Серых Псов" и "Слуга государев", где он сыграл главные роли, и молодой актер в одночасье стал популярным.
- Встреть вас на улице, Саша, я бы ни за что не подумал, что этот на вид совсем еще молодой человек, отнюдь не атлет и не супермен, сыграл Волкодава...
- И слава богу. Я этому рад: чем дальше актер на экране от актера в жизни, тем лучше. Это своего рода признание его профессиональной состоятельности. Когда на экраны вышел "Волкодав", опасался, что возникнут проблемы с городским транспортом, будут приставать, втягивать в разговоры. И потому очень доволен, что меня не узнают.
- Вы - и в городском транспорте? Обычно актеры либо сами за рулем, либо в такси ездят.
- Я не любитель, и не испытываю желания водить машину. К тому же в метро куда удобней при бесконечных пробках в Москве.
- Как так вышло, Саша, что в кино для зрителей вы пришли уже в 32 года? Или еще в 32?
- Я себя ощущаю на "еще в 32". Профессия актера - непредсказуемая. Кто-то начинает много сниматься будучи студентом. Кто-то - в среднем возрасте. А кто-то испытывает одни разочарования. Нельзя сказать, что я не пытался пробиться: не раз предлагал себя, участвовал в разных кастингах, но меня упрямо не замечали. Наверное, потому, как сказал один умный человек, что у меня была дисгармония внешнего облика и внутреннего мира. То есть внешностью я тянул на героя, а в душе оставался пацаном. И примерно к тридцати, когда начал сниматься в "Волкодаве", дисгармония исчезла. Но она, кстати, не мешала мне в театре, где играл самого разного плана роли. Так что, окончив ВГИК, я все время был в профессии.
- Многие фильмы, в которых вы могли сыграть, прошли мимо вас. Вам не жаль?
- По моим ощущениям, все, что ни делалось, к лучшему. Я совсем не уверен, что раньше был готов к серьезным работам. И это при том, что еще до ВГИКа я прошел хорошую школу в Иркутском театральном училище. Именно там была заложена моя актерская база. Думаю, что мне надо было созреть, набраться не только профессионального, но и жизненного опыта, прежде чем оказаться в нужном месте и попасть в руки нужного режиссера в нужном проекте.
- Роль в "Волкодаве" открыла вам дверь в большое кино, и на вас наверняка польется дождь интересных предложений. У этого подарка судьбы есть имя?
- Николай Лебедев. На съемках обнаружилось, что у нас много общего, мы подружились, надеюсь, что и останемся друзьями. И что еще поработаем вместе. Когда-то давным-давно, когда учился на третьем курсе ВГИКа, я собрался ехать в отпуск к родителям в Иркутск. Я уже собрал чемодан, и вдруг меня пригласили на кастинг на "Звезду". Мы не были знакомы с Лебедевым - он где-то увидел мою фотографию. "У меня есть большой и важный эпизод с разведчиком Марченко, - сказал он. - Хочешь попробоваться?" Еще бы не захотеть! Мне очень понравился мой герой, и тогда я его - представьте себе - назвал про себя Волкодавом. Меня утвердили, я снялся за несколько дней, получил небольшой гонорар, который для меня - студента - стал большим подспорьем, и приехал домой. Сразу поделился радостью с родителями. Когда вернулся в Москву, на "Мосфильме" встретил Колю: "Когда озвучание будет?" - "Не будет озвучания, - ошарашил он меня, - я тебя вырезал". Я долго переживал, считал, что сам виноват: плохо, мол, сыграл. Прошло несколько лет, и вдруг звонок от Коли: "Надо встретиться". Я приехал к нему домой.
Он сказал: почитай книгу, потом поговорим. Я купил один из романов о Волкодаве, да не тот, как выяснилось, "я" там появляюсь только в конце. Я потом приехал к нему еще раз. Надо поработать, сказал Коля: подумать об образе, отрастить волосы, усы, бороду, привести тело в порядок, похудеть. И стал я готовиться. За месяц похудел на 11 килограммов, стал бегать по утрам, заниматься атлетической гимнастикой. Так что к пробам, в которых участвовало очень много актеров, в том числе и очень известных, я был в форме. Думаю, я попал в этот проект только потому, что очень хотел этого.
- За месяц - и на 11 килограммов?!
- Это очень тяжело, особенно если учесть, что я люблю готовить - это у меня от мамы - и люблю поесть. В общем, для меня была жуткая мука. И все эти месяцы - с августа по февраль - я прямо-таки жил предстоящей ролью, много думал над ней, и у меня сложилось свое представление об образе, которое Коля потом лишь слегка подкорректировал.
- "Слуга государев" - ваша вторая картина. Как она появилась в вашей жизни?
- Гришку Воронова должен был играть один известный актер, но у него, насколько мне известно, что-то не сложилось с фехтованием, с лошадьми. Потребовалась срочная замена, и поскольку все это было мне очень даже знакомо, режиссер Олег Рясков вышел на меня.
- Хорошо помните свои первые впечатления о времени, когда приехали поступать во ВГИК?
- Конечно. Было страшно: незнакомый город, и в этом муравейнике, где все куда-то бегут, ты никого не знаешь! Но на экзаменах я чувствовал себя спокойным и уверенным в себе. За четыре года в Иркутском театральном училище замечательные преподаватели - настоящие профессионалы - заложили отличную базу. Кстати, я получил красный диплом. Тогда училище было средним - я поступил в него в 15 лет. И мне легко было учиться. Я полетел вслед за моим лучшим другом Володей Капустиным, и буквально за несколько минут до закрытия первого тура я прямо с самолета, запыхавшись, вбежал: послушайте и меня. В сумке у меня лежал лишь костюм - отцовский. И я пошел по турам.
- Без сучка-задоринки?
- До последнего экзамена - по литературе, на котором мне влепили двойку.
- И с двойкой вас приняли?
- О, это целая история. В билете было два вопроса: по Цветаевой и Ахматовой и по "Мастеру и Маргарите". Конечно, и Цветаеву, и Ахматову я читал, но, как назло, ничего не знал наизусть, а это требовалось. А "Мастер" - мой любимый роман, уж он-то, подумал я, меня вывезет. Экзамен принимали две дамы в возрасте. И как я ни выкручивался, чтобы не читать стихи, "эшафота" не избежал. Роковую ошибку совершил, когда ляпнул, что, мол, женщин-поэтесс не очень люблю и потому наизусть их стихи не помню. Для дам-экзаменаторш это было как красное знамя для разъяренного быка. "Хорошо, молодой человек, - услышал я в ответ. - Давайте второй вопрос". И я сразу почувствовал, что меня откровенно валят. Вы помните, что было у Мастера в руке при встрече с Маргаритой? А что у нее в руке? Что он сказал? А что она сказала? А на балу у Сатаны кто второй в третьем ряду слева? Я вышел в шоке: все насмарку. Ведь для меня поступление в институт было важнейшим в жизни событием. Я отлично прошел все экзамены по профессии, где и происходит отсев. Моя поездка в Москву обрушила семейный бюджет: билеты на самолет, немного денег на проживание. И вдруг так позорно провалиться.
- И кто же вас спас?
- Володя Капустин как увидел меня, когда я вышел от экзаменаторов, побежал к Голикову и Киндинову - педагогам, которые набирали курс: "Бухаров получил двойку по литературе". И они тут же пошли уламывать "моих" дам. Была долгая беседа при закрытых дверях, и в итоге мне поставили тройку.
- Вам никогда не приходило в голову, что, мол, зря связался с этой профессией?
- Ни разу. С той поры, как пришел с улицы в театральное училище - а я именно с улицы пришел, у меня никогда и в мыслях не было, что хочу стать актером. Мне с первых же занятий все было интересно и увлекательно, и тот азарт, та жажда чего-то достичь в этой профессии со временем только усиливались.
- И состояние депрессии не испытывали?
- А вот это было. Когда закончились съемки "Волкодава", нарушился привычный ритм жизни. Наш театр поехал на гастроли в Красноярск, а я остался в Москве. Чувствовал себя абсолютно опустошенным и десять дней, не выходя из дома даже за хлебом, лежал и тупо глядел в потолок. Не мог ни читать, ни телевизор смотреть, у меня даже температура поднялась.
- А жена?
- Она же актриса нашего театра, и не могла не уехать. Она каждый день мне звонила, сильно переживала. А я даже с ней не мог разговаривать. И только через десять дней, когда жена вернулась с театром, я постепенно стал приходить в себя. Могу сказать, что это работа в театре вытащила меня из депрессии.
- Кстати, как вы оказались в Театре Джигарханяна.
- После ВГИКа мы всем курсом показывались в разных театрах, хотелось и дальше быть вместе с Володей Капустиным, но вдвоем нас брали только в этот театр. Нас привлекло и то, что сюда пришел новый главный режиссер Сергей Газаров, он менял труппу, и мы сразу попадали на роли. А окажись мы в каком-то из больших театров, скорее всего, сидели бы без работ.
- Я слышал, что Джигарханян всячески заботится о своих актерах...
- Я очень благодарен Армену Борисовичу за то, что помог мне обзавестись квартирой. "Наш дед" - так мы его называем - многим помог и помогает, и прежде всего молодым. Он всегда ищет какие-то ходы, возможности, и мы получаем, считаю, нормальную зарплату - значительно большую, чем в некоторых других театрах.
- Практически все молодые актеры проходят через школу сериалов, и вы не исключение. Это только положительный опыт?
- Мне трудно об этом судить, поскольку в сериалах был занят лишь в небольших эпизодах. И только в "Ледниковом периоде" у меня была более-менее значительная роль, но далеко не главная. Так что не могу сказать, что знаю сериальную кухню и что она как-то на меня повлияла.
- А что в жизни на вас больше всего повлияло?
- Мои родители. Они по-прежнему живут в Иркутске, и при любой возможности стараюсь поехать к ним. Очень скучаю по папе и маме, я их безумно люблю, они для меня просто святые люди.
Мама с юности работает медсестрой, и мне очень приятно, что ее уважают и ценят. А папа был и каменщиком, и плотником - в общем, на все руки мастер. Сейчас работает охранником. Человек он немногословный, и именно он заложил во мне мужские качества, которые помогли мне стать тем, чем я стал, и, надеюсь, помогут в будущем. Я у него учился держать слово, добиваться своего несмотря ни на что, ценить мужскую дружбу. А мама вложила в меня душу и любовь...