Текст: Марина Забелина
Фото: Александр Данилов
представлены компанией «Централ Партнершип»
и
из личного архива А. Бухарова
Александр Бухаров: «Я не
похож на Волкодава»
Он мог бы закончить ПТУ и стать плиточником-мозаичником. Но
поступил в театральный и стал актёром. Хорошим актёром. Его
однокурсник Андрей Мерзликин пару лет назад признался нам, что
всегда равнялся на Александра Бухарова. Андрей, как известно,
избалован вниманием режиссёров, в кино снимается часто. А вот
Александру долгое время не везло: он ходил по кастингам и везде
получал один и тот же ответ: «Извините, но вы нам не подходите».
По сути, главная роль в нашумевшем фильме «Волкодав» стала для
него дебютом в кино и перетасовала все карты: теперь цейтнот
из-за постоянных съёмок для Бухарова – обычное дело.
-
Александр, график у вас напряжённый – съёмки, гастроли. И как
вам жизнь в режиме «нон-стоп»?
- Я в
последнее время так часто куда-то езжу, что у меня это вошло в
привычку. Постоянные гонки. Конечно, устаёшь. Но что делать?
Профессия такая. Когда хочешь работать, на такие вещи, как
усталость и бешеный ритм, просто внимания не обращаешь. Это всё
равно лучше, чем сидеть без дела и смотреть, что за окном
происходит.
-
Кстати, о том, что там происходит… Вот уже снег повалил, метель.
Вам такое ненастье настроение не портит?
- Чем-чем,
а снегом мне настроение не испортишь. Снег я люблю. И вообще
очень люблю зиму. Только настоящую, не такую, как в прошлом
году, когда мороз был всего пару дней. Мне нужен лютый холод,
сибирский. Я же сибиряк.
- В
мороз в общественном транспорте как-то неуютно, а вы насколько я
знаю, за руль всё ещё не сели.
- Но
машиной обзавёлся. Вернее подарил жене на день рождения, правда
сам на ней ещё ни разу не ездил. Пока не получилось. Да у меня и
прав-то нету.
-
Получить их не проблема.
- Тут даже
не в правах дело, а в желании. У меня просто нет банальной
мужской страсти к автомобилям. Вот в этом дело. Может, сейчас
Лена освоится за рулём, и я тоже попробую, возможно, и втянусь,
понравится. Хотя раньше пробовал ездить, но как-то без особых
эмоций, как говорится, с холодным носом. Я понимаю, что мне, как
артисту, всё-таки нужно научится водить машину, это может
пригодиться в работе. И я, наверное, научусь в итоге. Но не
факт, что буду на ней ездить.
-
Странно, машина даёт чувство комфорта. У вас за плечами
серьёзная школа выживания в Москве, начинали-то с нуля. Многие
на вашем месте стремились бы к комфорту, а вы его старательно
избегаете.
- Я к
комфорту никогда не стремился. У меня и сами понятия комфорта
другие. Вот, скажем, есть мечта – купить загородный дом, куда
можно было бы приглашать друзей, чтобы жарить шашлыки, дышать
свежим воздухом. Это для меня и есть комфорт. А машина… Я не
вижу проблемы в том, чтобы поехать на метро или на маршрутке:
меня не так часто узнают на улице, чтобы я испытывал дискомфорт,
поклонники не рвут на части. Ну а потом опять же это дело
привычки, я привык ездить на метро. Так быстрее. У меня
патологическая черта – я никогда не опаздываю. Не люблю
опаздывать и не люблю опоздавших. Поэтому я всегда рассчитываю
своё время. А на машине как его рассчитаешь? Почти наверняка
попадёшь в пробку.
-
Пунктуальность – черта приобретённая?
Да, скорее
приобретённая. Причём недавно. Как-то всё завертелось: съёмки,
гастроли, спектакли, и я неожиданно открыл в себе это качество
и заодно приучил всех, что на встречи со мной нельзя опаздывать.
Так что если за мной присылают машину, я предупреждаю водителя:
лучше приехать на пять минут раньше, потому что ровно за минуту
до назначенного времени я буду стоять у подъезда и ждать. А
ждать я не люблю.
-
Александр, слышала, что вы в детстве были хулиганом и, очевидно,
в школу позволяли себе опаздывать.
- Да просто
позволял себе туда не ходить. (Смеётся.) Я плохо учился на самом
деле. Очень плохо. Прогуливал часто, как и у всех хулиганов,
любимым уроком была физкультура. Но в восьмом классе почему-то
увлёкся физикой. Наверное, это зависело от учителя – у нас был
очень хороший преподаватель, который смог вовлечь меня, такого
раздолбая, в науку. И всё равно я понимал, что путь в девятый
класс мне закрыт. Поэтому нужно было искать, куда себя деть.
- И вы
решили, что лучше ПТУ ничего не придумаешь…
- Да, было
такое. Почему вдруг в ПТУ, да ещё и на плиточника-мозаичника, -
сам сейчас не знаю! Ну как-то мы с другом так решили, наверное,
от безысходности. Куда же я ещё со своим образованием, со своей
любовью к учёбе мог пойти? И потом абсолютно случайно я попал в
театральное училище. Сам удивился, что набрался храбрости, пошёл
поступать, да ещё и поступил. А потом и закончил его с красным
дипломом.
- Вы
случайно попали в Иркутское театральное училище, случайно во
ВГИК. Судьба? Вы в неё, кстати, верите?
- Во ВГИК я
всё-таки попал не случайно. Я за этим и приехал в Москву. Уже
будучи студентом Иркутского театрального, я хотел учиться во
ВГИКе. Другое дело – я случайно успел на экзамены, мог
просто-напросто опоздать. Прилетел в Москву, только сошёл с
трапа самолёта – бах! – уже перед приёмной комиссией стою.
Калейдоскоп какой-то! А потом – оп! – и я уже учусь. Это
действительно судьба, наверное. Я думаю, что есть надо мной
ангел, который ставит мне флажочки, а я от флажка к флажку
бегаю. Главное в жизни – не потерять ориентиры.
- А кто
ставил вам ориентиры, когда вы были голодным студентом,
приехавшим покорять Москву? Помощи-то ждать особенно не откуда
было.
- Сам,
наверное. Сам. Цель у меня была. Она и остаётся. На самом деле,
если ты задаёшься какой-то великой целью, ты к ней идёшь, а она
всё дальше и дальше. И будет катастрофа, если ты её достигнешь.
Может это и есть цель жизни – идти к цели, может, и не нужно её
достигать. Главное – направляться к ней.
-
Интересно, были ли вы так философски настроены, когда несколько
лет подряд ходили на пробы, а вас нигде не утверждали?
- На тот
момент для меня было целью сняться в главной роли в каком-нибудь
фильме. Такой подпункт того, чего я хочу достичь. Так что для
меня это был этап на пути к цели. Да, долго не получалось. Да, я
бился головой о стену. Как ни странно, это происходило несколько
лет. Я не могу сказать, что я играл много в театре в то время,
но роли всё-таки были. А вот в кино – не было. Но я, наверное,
сильно верил в себя, потому что у меня ни разу не опустились
руки, я ни разу не сказал: «Да не буду я этим больше заниматься,
у меня ничего не получается!» Такого не было. Я просто не
позволял себе так думать.
- У вас
же дебют в кино мог бы состояться давно – в «Звезде» Николая
Лебедева. Но эпизод с вашим участием в фильм не вошёл. И потом,
спустя несколько лет всё тот же Лебедев предлагает вам роль в
«Волкодаве». Не было ли желания отказаться, встать в позу:
всё-таки на первой картине ситуация была не самая приятная.
-
Отказываться даже не думал, ни в коем случае. У нас с Колей
прекрасные отношения. И в том, что мой эпизод из «Звезды»
вырезали, я обвинял только себя. Единственно, как любому
начинающему актёру, мне в голову лезли определённые мысли, я
думал, что меня выкинули из фильма, потому что я плохо сыграл. К
Коле у меня по этому поводу никогда не было. А потом мы с ним
объяснялись. Он сказал, что этот эпизод оказался лишним, и у
него ко мне как к артисту претензий тоже никаких нет.
С
«Волкодавом» же история длинная. Спустя пару лет Коля предложил
мне почитать книжку Марии Семёновой, сказал, что планирует её
экранизировать. Он ничего не обещал, не намекал, что именно я
получу главную роль, а просто говорил, что есть возможность
пройти пробы. Сказал он мне это за полгода до кастинга. Кстати,
у меня же первые пробы были неудачные. А потом я всё набирал,
набирал, набирал, но Коля всё равно мне ничего не обещал, он
просто говорил: «Тебе дают шанс. А уж используешь ты его – дело
твоё».
- Какую
же сверхзадачу ставил Лебедев? Почему вас так долго мучили?
- Я должен
был сильно похудеть, должен был отрастить волосы, должен был
войти в материал, поразмыслить над образом. Потом, когда прошли
пробы и казалось, что меня уже утвердили, началось что-то
непонятное. Я уже учился ездить верхом, репетировал бои, но всё
было в подвешенном состоянии – однозначного ответа мне не
давали. Так что у меня такой стрессовый год был. Я тогда
превратился в комок нервов.
-
Приходилось видеть вас на «Мосфильме» во время съёмок
«Волкодава». Вы и тогда были сгустком нервов, держались
отстранённо, сидели где-то в сторонке, ни с кем не
разговаривали.
- Это был
сознательный шаг. Мне нужно было стать таким, как Волкодав, а я
по натуре совсем не похож на него – очень открытый, общительный,
компанейский. Важно же не просто нахмурить брови, стиснуть зубы
и таким войти в кадр, а энергетически поменяться. Стать другим
человеком – собранным, устремлённым внутрь себя. Поэтому мне
приходилось так концентрироваться, чтобы не расплёскиваться, не
потерять связь с героем.
- У вас,
я смотрю, характер спартанский. Похудеть на 13 килограммов ради
роли – не проблема, образ жизни изменить – тоже не вопрос. В
своё время избавились от дефектов речи…
- О-о, я
действительно жутко картавил до того, как поступил в
театральный. И мне просто сказали педагоги, что с такой дикцией
актёром никогда не стать. Я занимался, как заведённый, и за три
месяца всё исправил, хотя очень не люблю учиться. Просто до жути
не люблю. И это несмотря на то, что у меня за плечами и
театральное училище, и ВГИК. А вот когда мне говорят: «Это нужно
сделать, иначе не получится то-то и то-то», а самое главное,
когда я и сам это понимаю, могу горы свернуть. Вот сейчас,
например, я занялся изучением английского языка. Если бы мне ещё
пару месяцев назад кто-то сказал, что я буду сидеть целыми днями
и зубрить английский, я бы не поверил.
-
Планируете «марш-бросок» на Запад? Почему так плотно английским
занялись?
- Месяц
назад я закончил съёмки в норвежском фильме под названием
«Ледяной поцелуй» у Эрика Кнута. Это первый для меня опыт работы
в Европе. Как мы поняли друг друга – не знаю. Моя партнёрша не
говорила по-русски, я ни бум-бум по-английски, норвежский,
соответственно, тоже не знаю. И мы как-то умудрились снять
картину. Пришлось вплотную заняться английским языком, потому
что понимаю, что он мне необходим. Я осознаю, что был в дурацком
положении. К тому же, если картина вызовет какой-то резонанс в
Европе, я уверен, что последуют и другие предложения, правда,
неизвестно, от каких режиссёров – может статься, что они не
будут такими благожелательными как Эрик.
-
Вообще-то Эрик Кнут больше известен как режиссёр документального
кино. Что за фильм он снимает и какую роль предложил вам?
- Да, Эрик
– документалист, но он иногда делает и художественные фильмы.
Его даже называют норвежским Тарковским. Кстати, в основу
сценария «Ледяного поцелуя» легли реальные события: в годы
Второй мировой войны один русский попадает в норвежский
концлагерь, и за ним там начинает ухаживать норвежская девушка,
медсестра. Потом она помогает ему оттуда бежать, а после войны
устраивается в норвежское посольство в СССР, чтобы быть рядом с
любимым. В итоге всё заканчивается трагично: КГБ узнаёт об этой
связи, начинается шантаж, девушка погибает. Вот такая
пронзительная история. Для меня это первый опыт – такой глубокой
любви мне в кино ещё не приходилось играть. Говорят, что это
очень сложно. Теперь я понимаю: это действительно тяжело.
Насколько у меня получилось – не знаю. Но мне было интересно.
-
Почувствовали ли вы разницу в подходе к съёмкам? Где вам
комфортнее – у нас или за рубежом?
- Мне пока
сложно сказать, поскольку это мой единственный опыт работы за
границей. Если чисто технологически сравнивать, то разница
ощутима: там, на первый взгляд, всё очень медленно происходит,
но дело ладится. А у нас же все бегают как заведённые кролики,
можем весь день сидеть, громко разговаривать, обсуждать, что
нужно сделать, но так ничего не делать. В Норвегии же всё очень
спокойно, незаметно, но процесс идёт. Мы снимали очень сложную
картину – в Вильнюсе, Минске, Петербурге – и за месяц всё
успели. При этом не было ощущения усталости, мне хотелось
приходить на площадку, я впервые почувствовал, что хочу
постоянно работать.
-
Александр, трудно ли совмещать кино и театр?
Слава Богу,
Армен Борисович (Джигарханян. - Прим. авт.) сам человек,
поснимавшийся вволю, поэтому относится к нашей работе в кино с
пониманием. Он знает, что на театральную зарплату в Москве никак
не проживёшь, и сниматься где-то просто необходимо. Что касается
меня, то я не так много играю в театре именно потому, что часто
снимаюсь в кино. И у нас понимают это, идут мне навстречу.
- Армен
Борисович рассказывал историю, как в театре за вас радовались,
когда вы были утверждены на роль в «Волкодаве». Ну просто как
близкие родственники, честное слово. Наверное, не случайно
худрука называете дедом. Откуда это пошло?
- Я не
знаю, как-то так само собой повелось. Я уже десять лет в этом
театре и помню, когда мы, выпускники ВГИКа, только-только
пришли, сначала в кулуарах между собой шептались: «А дед пришёл?
А дед что сказал? А дед как посмотрел?» Раньше шушукались, а
теперь открыто говорим.
- А он
как к этому относится?
- Он знает
об этом, по крайней мере, догадывается – точно. Наверное, он
даже внутренне улыбается, понимая, что мы его так называем. У
нас очень хорошие отношения, действительно родственные.
- Армен
Борисович посмотрел фильмы с вашим участием?
Не знаю. Я
никогда не задавал ему таких вопросов – боюсь его поставить в
неудобное положение, и самому оказаться в неудобном положении. А
он мне ничего не говорил.
- А
близкие как отреагировали на «Волкодава»? Всё-таки первая роль,
и сразу в таком фильме.
-
По-разному отреагировали. Слава Богу, вокруг меня есть люди,
которые говорят мне правду. Настоящие друзья…
(В это
время в гримёрку входит Владимир Капустин. Владимир: «Да врут
они все!» Смеётся и уходит.)
- Вот это
как раз мой близкий друг, следом за которым я приехал в Москву.
Вместе во ВГИКе учились. Он может и покритиковать меня.
- На
критику обижаетесь?
- Нет, я к
ней прислушиваюсь. Но только если это мнение близких, друзей. Я,
например, никогда не читаю статьи критиков, никогда у меня не
было страсти лазать по Интернету и узнавать, что там пишут о
«Волкодаве» или о «Слуге государевом». Меня интересует мнение
моих коллег и, конечно же, мнение жены, родителей, друзей, сына.
- И как
сыну «Волкодав»?
- Посмотрел
и тут же заставил меня купить ему меч, а потом чуть глаза всем
этим мечом не повыковыривал. До сих пор играет в «Волкодава» и
просит научить его ездить верхом.
-
Научите?
- Думаю,
да.
- Просто
так или хотели бы, чтобы в жизни ему это пригодилось, вдруг
актёром станет?
- Нет, не
думаю, что он будет актёром – не потому что я не хочу, а потому
что, как мне кажется, это не его. Он больше к гуманитарным
наукам тянется.
- Так вы
то сами после восьмого класса в ПТУ тянулись…
- Ну, в
жизни может всякое случиться. Но пока у него такого желания нет.
Пусть сам решает. Пойдёт в актёры – хорошо, не пойдёт – его
дело.
-
Александр, у вас есть время для отдыха? Любите ли отдыхать,
умеете отдыхать?
- Не люблю
и не умею. Вот последние полгода я снимался в трёх картинах:
«Спасти императора», «Казаки-разбойники» и «Ледяной поцелуй».
График напряжённый, я понимал, что просто могу себя загнать, как
гончего пса. У меня выдалась неделя, когда можно было отдохнуть.
Жена купила путёвки, и мы поехали в Турцию. Первые несколько
дней я не понимал, что происходит, не знал, что с этим свободным
временем делать: мне хотелось всё время звонить куда-то, куда-то
бежать, и первые три дня я сходил с ума. А потом сказал себе:
«Ты просто полежи, позагорай, почитай. Расслабься». Я
расслабился к концу отдыха, что удивительно, стал даже получать
от него удовольствие. Для меня лучший отдых – это уехать с
друзьями за город, пожарить шашлычки, выпить водочки… А на
следующий день чтобы непременно домой и на работу. А когда много
времени свободного, я просто теряюсь. Вот следующим летом
собираемся пойти в горы – такой активный отдых мне больше
нравится. А лежать целыми днями – это не моё.
-
Значит, жизнь для вас – движение?
- Да. К
цели, как я уже говорил. Вот я добился своего – снялся в главной
роли. Дальше у меня появилась следующая цель – удержаться.
Может, этот успех был случайностью, может, я не такой хороший
актёр, как говорят? Следующую картину нужно сделать ещё лучше,
чтобы таких мыслей не возникало.
|