Александр Бухаров: "Было очень непросто сделать Волкодава человеком"
- Хотелось бы начать разговор с Ваших съёмок в фильме
"Волкодав". Как Вы получили эту роль?
- Я когда-то снимался в "Звезде",
откуда меня Николай (прим. - режиссер Николай Лебедев) благополучно
вырезал, не потому что плохо сыграл, как я думал тогда, а просто этот
эпизод в фильме оказался лишним. Эпизод он вырезал, но меня запомнил. И
когда ему предложили снимать "Волкодава", Николай настоял на моем
участии в этом проекте. В августе или в сентябре 2003 года у нас
состоялся разговор, в ходе которого всё, собственно и определилось для
меня. Николай дал кое-что почитать - сначала книгу, потом сценарий. А
уже с сентября я начал подготовку, хотя пробы должны были проводиться в
конце января - в феврале. До февраля я худел, занимался спортом, стал
отращивать бороду, усы… Потом были многочисленные пробы, которые длились
около двух месяцев. Затем около трёх месяцев шёл подготовительный период
- фехтование, бои… мы учились верховой езде. А вот в Словакии, на базе,
уже конкретно начали ставить бои для кино, под каждого из нас, актеров,
лошадей подбирали; и вот так плавненько мы и "перетекли" в съёмки.
- Были ли вы знакомы с творчеством Марии Семёновой до съёмок?
- Нет, я не читал ничего, хотя и люблю жанр фэнтези. Было довольно много
работы в театре, поэтому на чтение оставалось совсем немного времени. Я
читал какую-то классическую литературу - то, что было необходимо для
спектаклей. Познакомился с творчеством Семёновой только тогда, когда мы
уже поговорили с Лебедевым и я начал готовиться к картине.
- Скажите, читали ли Вы какую-то историческую литературу при
подготовке?
- Специально ничего не читал. Моя задача была придумать, именно
нафантазировать себе, какими были эти герои, как мне это обыграть и
сделать, чтобы в это поверили зрители. Если бы я прочитал какую-либо
специальную литературу - как они жили, что делали - я думаю, это мне
помешало бы… Я ведь пытался сделать из Волкодава человека, наделённого
какими-то качествами героя положительного, смелого, отважного, а не
"плоского" супергероя. Мне хотелось "соединить" его с собой, сделать
такой синтез, чтобы он был человеком в первую очередь. Если у меня это
получилось - замечательно. Тогда люди будут сострадать и сопереживать
герою.
- Какие из трюков для Вас были самыми сложными? Вам же
пришлось многому научиться для съёмок.
- Практически все трюки я делал сам. Весь фильм построен на очень
большом количестве боёв, а из-за того, что я очень боюсь высоты, трюки,
связанные с высотой, для меня представляли особую сложность. Например, в
начале картины есть сцена пожара в замке Людоеда, где нам приходилось
бегать по мосткам, которые горят и рушатся на высоте около двадцати
метров. Работать было безумно трудно, потому что это - преодоление себя,
ведь с высотой у меня "сложные отношения". Где-то неделю мы носились по
этим мосткам, затем снимали сцену, когда я достаю Лекарку из воды.
Съемки проходили на озере в Словакии. Было очень холодно, 7-8 градусов
тепла, костюмы намокли, поэтому всем было довольно тяжело.
- А травм удалось избежать?
- Нет, травмы были. Когда я вернулся со съемок в Москву, то никак не мог
понять что происходит: не могу смотреть телевизор! Настраиваю и так, и
эдак, а изображение всё равно нечеткое. Пришлось пойти к окулисту -
оказалось, что у меня развился астигматизм из-за ударов по голове,
которые получал на съёмках. К тому же я бегал с очень тяжёлым мечом за
спиной, и это обстоятельство тоже не лучшим образом повлияло на зрение.
И руки теперь все в шрамах… Трюки ставили профессионалы, принимались
разные меры предосторожности, да и сам я был довольно осторожен, но всё
равно - в таком кино, тем более, если трюки исполняешь сам, травм не
избежать, как ни старайся.
- Мир "Волкодава" необыкновенно таинственный. Во время съёмок
происходило что-то мистическое?
- Некоторые говорят, что было. Я же настолько был погружен в работу, что
когда мне задают вопросы о каких-то "таинственных" случаях, я ничего не
могу вспомнить. Мне было не до мистики. Может быть, рядом что-то и
происходило, но я ничего такого не припоминаю. Случались какие-то
страшные истории, связанные с ранениями, травмами, а вот
"мистическое"... Николай уже рассказывал об одном случае, и я это могу
подтвердить: когда запускали первый кадр и разбивали тарелку (обычай
такой у киношников), камера не запускалась пять (!!!) раз по непонятным
причинам. Всё нормально, но как только звучит команда "Мотор!" - камера
останавливается. В течение дня камера несколько раз останавливалась,
хотя была в полном порядке. Что ещё? Ещё нам просто необыкновенно
"повезло" с погодой. В Словакии, говорят, лет двадцать такой погоды не
было - постоянно шли дожди и было безумно холодно. Но, как ни странно,
это повлияло на картину в положительную сторону, потому что получилась
такая таинственная атмосфера: нечто, похожее на туманную Шотландию.
Несколько сцен снимали в настоящем замке (прим. - замок Людоеда) - это
самый старинный замок в Европе. Вот там действительно странная
атмосфера. Мы ночью снимали - безумно страшно, если отойти от съёмочной
площадки туда, где не горят фонари. Наверное, этот замок буквально весь
пропитан кровью - войн много было. Такое ощущение, что он живой, этот
замок. Там, кстати, произошёл ещё один случай: неожиданно на голову
оператора упал кирпич и сильно разбил голову, оператора отвезли в
больницу, зашивали. Неприятная атмосфера была в этом замке, сумрачная…
- Всё, больше не надо "страшных" случаев! Лучше поговорим о
Волкодаве. Вам трудно было вживаться в этот героический образ? Вообще, в
Вашем репертуаре больше положительных или отрицательных персонажей?
- Ну, каждая работа тяжела по-своему, а эта работа мне далась и потом, и
кровью - в прямом смысле. В моей жизни это пока самое огромное дело,
которое я успел сделать. Я понимал, что "на карту" было поставлено очень
многое, когда начали работу над "Волкодавом". Я отдал все силы, поэтому,
когда закончились съёмки, и ребята поехали с театром на гастроли в
Красноярск, я остался дома и дней десять не выходил даже за хлебом. У
меня началась депрессия, сил не было совсем. Роль Волкодава всё-таки
довольно тяжёлая, очень непросто было сделать его человеком в этих
"фантазийных" обстоятельствах, да и жанр сам по себе уже предполагал
некую героику. Поэтому часто приходилось избегать общения на съёмочной
площадке, уходить куда-то, сидеть в сторонке. В жизни я довольно
общительный и жизнерадостный человек, а Волкодав таким не мог быть по
определению, поэтому приходилось долго "погружать" себя в этот образ. И
длилось это на протяжении года и двух месяцев!
- Вы снимались ещё и у Олега Фомина в "Молодом Волкодаве". У
каждого режиссёра своя техника, трудно ли было перестраиваться?
- Это два разных произведения, два совершенно разных режиссёра и два
разных персонажа. Волкодав в картине Лебедева - это уже такой 40-летний
"мастодонт", брутальный мужик, а в "Молодом Волкодаве" - ещё довольно
молодой человек. Мне было интересно, потому что сначала я сыграл
человека в годах, а потом этого же человека, но молодого. И с Олегом
Фоминым мы хорошо сработались. Как и в работе с Николаем, я получал
огромное удовольствие. Но это две абсолютно разные работы, и сравнивать
их я даже и не собираюсь.
- На период съёмок Вы приостанавливали работу в театре?
- Приходилось, и, слава Богу, театр шёл мне на встречу. Ребята меня
подменяли, но из театра я не уходил и продолжал играть, когда в съемках
были какие-то паузы. На время основных съемок в Словакии у меня был
отпуск, а когда вернулись в Москву, мне приходилось и сниматься, и
играть в театре. У нас как-то были гастроли в Санкт-Петербурге дней
десять, но одновременно продолжалась и работа над фильмом. Я отыгрывал
спектакль, затем садился в поезд, приезжал сразу на съёмочную площадку,
снимался, садился в поезд… Фактически я спал и жил эту неделю в поезде.
В результате - нервный срыв. Даже "скорую" вызывали, потому что у меня
не было уже никаких сил…
- Можно поинтересоваться, как у вас прошли гастроли в родном
городе Иркутске?
- Замечательно! Я приехал, отыграл спектакль, а потом был сплошной
праздник: жил дома, с родителями, отмечал день рождения племянницы,
встречался с друзьями. У меня же в Иркутске много друзей, знакомых,
родственников! Для нашего театра мы устроили экскурсию - все сели в
автобус, поехали на Байкал, покатались на катере по байкальским водам,
попили водки, поели рыбы. Для меня это просто был праздник. Потом наши
ребята уехали в Братск, а я остался, побыл ещё немного дома, с
родителями. Ведь из-за съёмок я очень давно не был дома и, конечно,
соскучился по ним. Так что очень хорошо прошли гастроли!
- Не могли бы Вы рассказать о любимых ролях в Вашем театре?
- Да я всё, что играю - всё люблю. У меня была особенно любимая роль,
сейчас её не играю, - это роль Кащея; мы хотим ещё раз собраться всей
старой командой, чтобы сыграть спектакль. Очень люблю играть в спектакле
"Пороховая бочка". У меня роль Ангела, которая мне довольно близка - я
нашёл в этом персонаже что-то про себя и для себя. Спектакль
современный, жёсткий, с кучей убийств, с матом, не всякий способен его
вынести, но в нем затрагиваются темы, которые мне важны в жизни. "Сердце
не камень" - очень люблю этот спектакль, считаю его одним из самых
стильных. Он необычно поставлен, жду не дождусь, когда начнём играть его
на малой сцене.
- Репетируете ли Вы что-нибудь новое?
- Сейчас Аня Башенкова делает работу, где я буду играть одну из ролей. И
больше пока ничего не репетирую.
- Что на Ваш взгляд сейчас нужно зрителю от театра?
- Я не любитель в театры ходить. Если Вы меня спросите, что я последнее
посмотрел, я даже не вспомню. Поэтому не знаю, что хотят увидеть
зрители. Каждый приходит в театр за чем-то своим, главное - чтобы театр
был "живой". Если "живой", если даёт эмоции, то люди приходят в этот
театр, сочувствуют героям, эмоционально подключаются к тому, что
происходит на сцене… Каждый человек ищет в театре своё, так же как и в
кино: один человек получает одни эмоции, другой - другие, все люди
индивидуальны. Люди ходят в театр, наверное, для того, чтобы получить
какие-то новые впечатления, эмоции: кому-то нужно поплакать, а кому-то -
посмеяться, развлечься немного.
- А какое кино Вы предпочитаете - наше или зарубежное?
- Наше. Я вырос на советских фильмах про Великую Отечественную войну и
до сих пор смотрю. Вот недавно по телевидению был показ фильма "Битва за
Москву". Какие-то голливудские картины параллельно шли, но я смотрел
"Битву" - серию за серией, потому что я вырос на советском кино и помню,
как мальчишками мы делали пистолетики и играли "в войну". Эта любовь к
советскому кино осталась до сих пор. Есть и любимые фильмы: "Свой
среди чужих" и "Они
сражались за Родину". Эти ленты я могу смотреть
бесконечно. Есть и голливудские замечательные фильмы, но предпочтение
отдаю всё-таки нашему кино.
- Какие-нибудь новые, последние смотрели фильмы?
- Да, недавно посмотрел "Апокалипсис" - очень жёсткое кино, даже
жестокое.
- А из нашего?
- До сих пор не могу посмотреть "Остров", но очень хочу. На меня
огромное впечатление произвела "9 рота". Это один из лучших фильмов, из
тех, что мне удалось посмотреть в последнее время. Я смотрел его раз
шесть, и когда ко мне домой приходили друзья, первое, что я делал -
ставил диск с фильмом и говорил, что эту картину они должны посмотреть.
На мой взгляд, "9 рота" - замечательное, отличное кино.
- А к сериалам как вообще относитесь?
- Сериал сериалу рознь. У меня есть пара самых любимых сериалов. Я с
удовольствием пересматриваю и буду пересматривать сериал "Друзья" - у
меня есть на дисках. Когда случается плохое настроение - смотрю, у меня
есть любимые герои, они меняются. И сериал "Остаться в живых" с
удовольствием смотрю. Я скоро возненавижу тех, кто делает этот сериал,
потому что они меня запутали настолько, что хочу уже понять - чем эта
история закончится и где это вообще происходит, а мне всё "пудрят мозги"
(смеется). А те сериалы, которые идут у нас по телевидению - это я не
смотрю. Нет, я не говорю, что это плохо или, наоборот, хорошо. Актёры
разные, нас много, и все должны сниматься, у каждого своя "ниша", в
конце-концов. Просто не смотрю, да и некогда, опять же…
- В Интернете есть Ваш
неофициальный сайт. Заглядываете ли на
форумы, общаетесь с поклонниками? И как относитесь к Интернету?
- Повторюсь - у меня очень мало свободного времени. Сейчас много
присылают сценариев, мне приходится всё это читать. Я, как человек,
который приучен с детства доводить всё до конца, сижу, читаю, и, хотя
уже заранее понимаю, что там сниматься не буду, всё равно читаю весь
сценарий полностью и только потом звоню и говорю: "Нет". В Интернет
"залезаю" иногда по необходимости - посмотреть улицу, на которую мне
надо ехать, дать очередное интервью, или какую-то информацию найти
нужно… Я иногда захожу на свой сайт, смотрю, но не отвечаю. Увы, времени
хватает только посмотреть, пообещать, что я обязательно всем отвечу и
периодически я это делаю: соберусь один раз в месяц, напишу: "Ребята, я
всё читаю, я в курсе всех дел". Этим и ограничиваются мои "отношения" с
Интернетом и с форумчанами на сайте. Просто - время, время, время…
- Что пожелаете зрителям и
посетителям своего сайта и сайта "Кино-театр" в Новом году?
- Посетители сайтов пусть на меня не обижаются, у меня времени
действительно мало, но я заглядываю туда, заглядываю и на "Кино-театр",
смотрю и слежу за тем, что там происходит. Спасибо за то, что у меня
есть сайт, спасибо всем тем, кто там для себя находит что-то интересное.
Я очень рад, что это происходит, и я к этому имею какое-то отношение. А
зрителям "Волкодава" я желаю главного - надеюсь, что посмотрев эту
картину, они получат удовольствие, и может быть им захочется пойти на
неё раз, а может быть - и два, если понравится. В том "фантазийном мире"
происходит борьба добра со злом, и очень хочется, чтобы люди вынесли
только самое доброе, самое замечательное, и стали чуточку добрее.
Счастья и здоровья всем в Новом году!
Беседовали: Екатерина Афанасьева и Оксана Котова
Фотографии: Валерий Лукьянов
Январь 2007 года
|